Вступить в ассоциацию

Вторая вертикаль надзора за финансовыми институтами – поведенческий надзор

19.07.2017
1735
Вторая вертикаль надзора за финансовыми институтами – поведенческий надзор

Выступая на XXVI Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге, Председатель Банка России Эльвира Набиуллина особо подчеркнула, что защита прав потребителей является одним из важнейших направлений деятельности ЦБ:

«Наша задача здесь абсолютно ясна – финансовые решения не должны приводить к бедам в жизни потребителей. Исходя из этого мы пресекаем деятельность откровенных мошенников, ограничиваем риски, которые принимают на себя граждане, разбираемся в конкретных ситуациях, когда граждане обращается к нам с жалобами. Но этого недостаточно. Нам нужны инструменты, чтобы практики, даже формально законные, но имеющие своей целью обмануть клиента, продать ему не тот продукт, не по той цене, не с теми рисками, пресекались.

Мы готовимся выстраивать вторую вертикаль надзора за финансовыми институтами – так называемый поведенческий надзор.

Наши ближайшие шаги здесь:

– введение правил продаж финансовых продуктов и услуг различным категориям потребителей, в особенности раскрытие информации о том продукте, который продается;

– усиление роли саморегулируемых организаций, которые должны разработать базовые стандарты предоставления услуг и контролировать их выполнение.

Здесь нам бы хотелось скорейшего принятия закона о финансовом омбудсмене, обсуждение его уже очень затянулось. Чтобы эффективнее отработать этот новый для нашей системы механизм, мы предлагаем двигаться поэтапно: Сначала вводить в сферу компетенции уполномоченного вопросы ОСАГО, затем по микрофинансовым продуктам, потом банки и остальные институты.

И, конечно, создание эффективной системы защиты прав потребителей невозможно без повышения уровня финансовой грамотности, снижения числа «невынужденных ошибок», которые граждане совершают при выборе финансовых услуг и их поставщиков. Поэтому вопросам финансовой грамотности мы будем уделять повышенное внимание. Мы уже сейчас запустили ряд программ, начиная от содействия обучению школьников и студентов и заканчивая созданием специализированного сайта.

Что касается доступности финансовых услуг, то мы выделили это направление работы в отдельный приоритет, потому что это очень важно для нашей страны, для равномерного развития доступности услуг на разных территориях, в больших и малых городах, снижения диспропорций.

Отмечу также, что недопустимо ограничение доступа к финансовым услугам лишь на том основании, что у человека есть инвалидность, а такие примеры, к сожалению, еще встречаются».

Отдельное внимание в своем выступлении глава ЦБ уделила приоритетным задачам Банка России  в сфере микрофинансирования. Эльвира Набиуллина отметила: «Микрофинансирование – социально значимый сегмент финансовых услуг, причем мы видим, что клиенты микрофинансовых организаций – это в основном небогатые люди, а обращение к микрозаймам происходит в очень сложных ситуациях (буквально, когда не хватает денег до зарплаты). Именно поэтому политика Банка России на этом рынке прежде всего направлена на защиту прав потребителей. Первое – это снижение закредитованности заемщиков, ограничение предельной стоимости займа. Введенные ограничения уже в разы снизили стоимость микрозаймов, но мы планируем снижать ее и дальше.

Другое направление работы – борьба с нелегальными, «черными» кредиторами. Здесь уже было принято законодательство, которое обеспечивает преследование и ответственность нелегальных кредиторов. Мы здесь работаем совместно с правоохранительными органами и фокусируемся сейчас на информировании граждан. Около месяца назад заработал наш совместный с Яндексом проект – в поисковой выдаче те микрофинансовые организации, которые внесены в наш реестр, отмечаются специальным символом, чтобы гражданам было легче разобраться, легальная эта микрофинансовая организация или нет».

Источник: Российский Микрофинансовый Центр