У ГИПН все идет по плану
Что проверит контролер и чем все может закончиться, читайте в нашей новой статье.
Информация в данной статье полезна для организаций и предпринимателей ювелирной отрасли, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
АВТОР СТАТЬИ
Пинигина Елена Евгеньевна - известный в России эксперт по финансовому мониторингу и вопросам исполнения требований «антиотмывочного» и «антитеррористического» законодательства, более 11 лет помогает ювелирной отрасли исполнять федеральный закон №115-ФЗ и успешно завершать проверки со стороны гос. инспекций пробирного надзора без штрафа.Напомню, уважаемые коллеги, что в 2018 году Российская Федерация примет участие в IV раунде взаимных оценок ФАТФ. Наша российская система в области противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма (далее ПОД/ФТ), будет проверяться на соответствие еe международным стандартам. В преддверии прохождения раунда взаимных оценок в России активно проходят семинары-совещания Федеральной службы по финансовому мониторингу, ФКУ Пробирная Палата России, Центрального Банка РФ. Все мероприятия направлены на информирование организаций и предпринимателей об их обязанностях в области ПОД/ФТ. В рамках подготовки к прохождению раунда оценок, по всем регионам России активно проводятся проверки субъектов закона №115-ФЗ.
Организации и предприниматели ювелирной отрасли, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, являются субъектами федерального закона №115-ФЗ и обязаны исполнять требования указанного закона. Досадный факт, что многие собственники бизнеса игнорируют требования законодательства, надеясь избежать «внимания» к себе со стороны Пробирной Палаты, а многие просто не знают о существовании норм «антиотмывочного» законодательства для ювелирной отрасли. Есть и такие предприниматели, которые убеждены в том, что закон 115-ФЗ вообще не распространяется на них, в связи с тем, что у них малый бизнес, и нет операций с драгоценным металлами и драгоценными камнями на сумму 600 тыс. рублей и выше, или они фактически не работают по заявленным при регистрации организации или ИП ювелирных кодов по ОКВЭД.
В связи с вышеизложенным, обращаю ваше внимание на то, что нормы федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространяются на все организации и всех индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проведением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Именно операций по купле-продаже, скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Исключение составляют религиозные организации, музеи и организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Таким образом, независимо от того, к малому или крупному предпринимательству относится ваш бизнес, на какую сумму вы совершаете операции, и осуществляете ли вы фактически деятельность, указанную выше, или только предусмотрели ее среди видов экономической деятельности, нормы законодательства ПОД/ФТ распространяются на вас в равной степени со всеми субъектами закона 115-ФЗ.
В настоящее время во всех регионах России активно проводятся выездные проверки инспекциями пробирного надзора. Не обошли вниманием и Самарскую область, где сейчас в отношении нескольких ИП проводится выездная плановая проверка со стороны Саратовской ГИПН.
В данной статье мы на примере одной из проверок, которая будет проводиться с 7 по 12 декабря 2017 года в отношении Индивидуального предпринимателя города Самары, осуществляющего деятельность по розничной продаже ювелирных изделий, подробно расскажем, что потребует в ходе проверки контролер ГИПН и какие документы необходимо будет представить при проверке. Материал предназначен так же и для организаций ювелирной отрасли т.к. перечень документов не отличается от проверок в отношении ИП.
Первое на что необходимо обратить внимание, это дата Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки – от 17 ноября 2017 года. Начало проверки 7 декабря 2017 год. Как видно, времени на подготовку всех документов и к приезду проверяющих отведено не так много.
Второе на что следует обратить внимание, это период, за который проводится проверка. В приведенном примере, период проверки составляет с 01 января 2016 года по 06 декабря 2017 год, т.е. почти два календарных года.
Далее мы приведем перечень копий документов, которые требуется представить контролеру для последующей их проверки на наличие и соответствие их действующему законодательству сферы ПОД/ФТ, и прокомментируем каждое требование. С самим распоряжением вы можете ознакомиться в приложенном к статье файле.1. Копия правил внутреннего контроля (далее ПВК) в целях ПОД/ФТ (последняя редакция).
На дату начала проверки правила внутреннего контроля должны быть актуальными и соответствовать полностью действующему законодательству сферы ПОД/ФТ, требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Контролеру, ПВК в оригинале должны быть представлены на бумажном носителе, с подписью ИП или руководителя.
2. Копия приказа о назначении специального должностного лица (СДЛ) ответственного за реализацию ПВК
В соответствии с требованиями закона №115-ФЗ у ИП или в организации должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Дата назначения такого лица должна быть не позднее даты постановки на спец. учет в ГИПН, т.к. организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ необходимо до начала осуществления деятельности по обороту ДМ и ДК. Напомню, что Индивидуальные предприниматели были включены в число субъектов закона 115-ФЗ с 31.07.2013 года т.е. ранее этой даты, нормы «антиотмывочного» закона на ИП не распространялись.
Законом установлены требования к квалификации СДЛ:
Внимание!
К ИП требования п. «а» не предъявляются, только к СДЛ организаций):
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Т.е. до назначения на должность СДЛ должно пройти обучение в форме целевого инструктажа и получить соответствующее свидетельство. Далее раз в три года СДЛ обязано проходить обучение в форме повышения уровня знаний.
3. Копия приказа о назначении главного бухгалтера (бухгалтера)
Указанный документ необходим для определения даты, когда ваш бухгалтер (главный бухгалтер) должен пройти обучение в форме целевого инструктажа и далее повышение уровня знаний.
В соответствии с требованиями Приказа Росфинмониторинга №203, такое обучение помимо СДЛ, обязаны пройти: руководитель организации (филиала), сам Индивидуальный предприниматель, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала, ИП), либо сотрудник, осуществляющий в организации или у ИП функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации или ИП.
Однократно такое обучение необходимо пройти, указанным лицам течение года с даты возложения на них соответствующих должностных обязанностей.
Далее повышение уровня знаний проходят все вышеуказанные сотрудники и специальное должностное лицо не реже одного раза в три года.
Прохождение соответствующим лицом целевого инструктажа и повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, которая имеет право проводить такое обучение. Таким документов как раз и является, запрашиваемые ГИПН свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.4. Копии документов, подтверждающих прохождение Предпринимателем, бухгалтером и СДЛ, обучения в форме целевого инструктажа, а также последующего повышения квалификации в сфере ПОД/ФТ. Основания наличия таких документов мы описали выше в п.2,3.
5. Копия документов об образовании СДЛ.Требования к СДЛ мы описали в п. 2.
6. Документы, подтверждающие проведение проверок наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Для организаций, обязанность проводить проверку и информировать уполномоченный орган о результатах такой проверки введена еще 30 июня 2013 г. и установлена пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а для индивидуальных предпринимателей такая обязанность возникла с 31.07.2013 г., когда ИП были введены в число субъектов указанного закона.
Такая проверка проводиться не реже, чем один раз в три месяца на основании Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.
Перечень и решения доводятся до сведения организаций и ИП через их личный кабинет на портале Росфинмониторинга.
7. Формализованные электронные сообщения о результатах проведенных проверок (далее – ФЭС), направленные в уполномоченный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу ФЭС 1-ФМ, ФЭС 2-ФМ, ФЭС 3-ФМ, ФЭС 4-ФМ (с отметкой о подтверждении принятия/непринятия сообщений).
В данном пункте речь идет о сообщениях в уполномоченный орган об операциях обязательного контроля, необычных операциях, о результатах проверок по Перечню и Сообщение о фактах препятствия со стороны государства (территории). Соответственно наличие таких сообщений зависит от наличия в вашей деятельности возникших указанных оснований направления информации в Росфинмониторинг. Если такие снования отсутствуют, так и поясняем контролеру причину отсутствия информации.
8. Скриншот следующих страниц личного кабинета ИП на портале Росфинмониторинга в сети Интернет:
- профиль Предпринимателя;
- использование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- статистика по отправленным сообщениям в Росфинмониторинг;
И так, личный кабинет на портале Росфинмониторинга должен быть у каждого ИП и у каждой организации, осуществляющей операции с ДМ и ДК. Без личного кабинета исполнить требования закона №115-ФЗ невозможно. Отсутствие личного кабинета является серьезным нарушением в сфере организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
9. Документы за проверяемый период по покупке физическими лицами ювелирных изделий из ДМ и ДК на сумму, превышающую 40 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей.
Указанные документы истребуют в целях проверки надлежащей идентификации клиентов.
Проведение идентификации клиентов является одной из главных обязанностей организаций и ИП в сфере ПОД/ФТ. Таким образом, организации и предприниматели ювелирной отрасли обязаны идентифицировать своих клиентов. В качестве примера приведем, кто же является клиентом в разных договорных отношениях:
- в розничной продаже клиентом является покупатель ювелирных изделий;
- в скупке клиентом будет сдатчик;
- по договору комиссии клиентом для комиссионера будет комитент;
- по агентскому договору клиентов является Принципал для Агента;
- при оптовой продаже ювелирных изделий клиентами являются покупатели юридические лица и ИП.
10. Документы по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. В результате проведения идентификации клиента, полученные сведения, а так же информация о наличии и идентификации выгодоприобретателя в сделке, бенефициарного владельца клиента, необходимо зафиксировать. Самым распространeнным способом фиксирования таких сведений являются анкеты. В качестве доказательства исполнения обязанности проведения идентификации, достаточно представить анкеты, либо иные документы, относящиеся к досье клиента, в которых фиксируются указанные сведения.
11. Документы по проверке СДЛ осуществления внутреннего контроля за проверяемый период.
Программа проверки осуществления внутреннего контроля, предусмотренная в ПВК по ПОД/ФТ, обеспечивает осуществление контроля за соблюдением организацией (сотрудниками организации) и индивидуальным предпринимателем (работниками индивидуального предпринимателя) законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
Такая проверка должна проводиться на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие. Если руководитель (ИП) работает один, все равно проводит проверку как самоконтроль и фиксирует ее проведение и результат.
Контролеру ГИПН необходимо представить как минимум два документа, подтверждающих проведение такой проверки: приказ о проведении проверки и отчет о ее результатах ее проведения, в котором отражаются сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства РФ о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.12. Копия программы обучения работников в целях ПОД/ФТ.
Наличие такой программы обусловлено требованиями Приказа Росфинмониторинга №203.
В нем же изложены и требования к такой программе:
Программа обучения должна предусматривать:
а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
Программа должна быть актуальной на день проведения проверки и соответствовать вышеуказанным требованиям.
13. Документы учета прохождения работниками инструктажей и обучения в целях ПОД/ФТ
Руководитель организации, ИП, самостоятельно утверждает форму такого документа т.к. законодательством не установлена унифицированная форма. Обучение в целях ПОД/ФТ проводится внутри организации или у ИП специальным должностным лицом с сотрудниками в формах:
- вводного инструктажа при приеме сотрудника на работу, переводе и т.д.,
- дополнительного инструктажа при утверждении новых или изменении ПВК, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ.
Перечень инструктажей, порядок и сроки проведения, порядок фиксирования факта прохождения обучения, установлен Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Таким образом, контролеру ГИПН необходимо представить все документы, подтверждающие проведение обучения с сотрудниками по указанным выше основаниям.
Если руководитель организации или ИП работает без сотрудников, указанные документы должны быть в наличии. Т.е. обстоятельства, при которых обучение в вышеуказанных формах может не проводиться, в Приказе Росфинмониторинга №203 отсутствуют.
Далее по тексту распоряжения о проверке требуются документы по движению денежных средств, договора купли-продажи, накладные и т.д. Исходя из содержания представленных документов, проверяющим будут сделаны выводы:
- о наличии операций, подлежащих обязательному контролю, например, операций с денежными средствами и иным имуществом сумма которых равна 600 тыс. руб. или превышает указанный порог, а именно скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- о наличии операций, имеющих признаки необычных в соответствии с критериями, установленными Приказом Росфинмониторинга №103;
- о наличии оснований применения мер о замораживании блокировании и денежных средств и иного имущества клиента;
- о надлежащей идентификации клиентов, выявления бенефициарных владельцев и др.
Стоит отметить, что при проведении проверки, контролер вправе запрашивать и иные документы, не указанные в распоряжении о проведении проверки. Поэтому проверяемому субъекту необходимо быть подготовленным по наличию документов, которые не отражены в запросе. В данном случае, например, в запросе не отражен такой важный документ, как Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ. Указанный документ должен быть утвержден ИП или руководителем организации даже в том случае, когда в организации нет трудоустроенных сотрудников.
В завершении хочется отметить размер ответственности за неисполнение требований закона №115-ФЗ, который установлен ст. 15.27 КоАП РФ. Чем может закончиться проверка, зависит от характера выявленных нарушений. В случае, если в вашей деятельности не проводились операции, информацию по которым необходимо было представить в Росфинмониторинг, или вы с нарушением срока представляли такую информацию, при наличии нарушений в сфере организации внутреннего контроля, скорее всего организацию или ИП привлекут по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. По ч. 1 ответственность предусмотрена в виде предупреждения или наложения штрафа в размере на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Отметим, что ИП несут ответственность как юридические лица, а не как должностные. В случае если в вашей деятельности были операции, информацию по которым необходимо было представить в Росфинмониторинг, но вы не представили информацию и с момента, когда вы должны были ее представить не прошел один год (срок давности привлечения к административным правонарушениям), организацию или ИП будут привлекать по ч. 2, где отсутствует наказание в виде предупреждения, а штраф составляет на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Мы надеемся, что цель указанной статьи – донести до участников ювелирного рынка необходимость соблюдать требования законодательства в области ПОД/ФТ, достигнута автором.
Источник: Ювелирные Известия