Вступить в ассоциацию

Стратегия регулирования ювелирной отрасли России

10.07.2018
1465
Стратегия регулирования ювелирной отрасли России

На прошедшем в апреле общем собрании Ассоциации «Гильдия ювелиров России» были приняты два принципиально важных документа: «Стратегия регулирования ювелирной отрасли России» и «Хартия добросовестного налогоплательщика». Кроме того, были рассмотрены вопросы реорганизации Ассоциации в СРО, проведения тематических конференций и круглых столов, а также вопрос внесения изменений в Устав Ассоциации.

На вопросы о том, что изменилось в законодательном и нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК, а также об изменениях в Уставе гильдии отвечает генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.

Что принципиально нового содержат новые стратегии регулирования ювелирной отрасли? Какие мероприятия помогут нормативно-правовому усовершенствованию отрасли?

Незадолго до общего собрания разработанная нами «Стратегия регулирования ювелирной отрасли» была представлена на совещании руководителей общественных организаций ювелиров в ТПП РФ. Был также представлен проект плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли, в котором содержались практические предложения по вопросам: выполнение требований в сфере противодействия отмыванию незаконно полученных средств, аффинаж, взаимное признание клейм государствами-членами ЕАЭС, ввозные пошлины на драгоценные камни, интернет-торговля ювелирными изделиями и их экспорт.

Ничего принципиально нового в этой стратегии нет. Мы решили собрать все те мероприятия, которые считаем полезными для усовершенствования деятельности ювелирной отрасли в одну программу - некую дорожную карту. То есть все эти меры, которые мы когда-то предлагали и отстаивали, и те, что были рождены недавно, составили два раздела: первая часть – это то, что необходимо предприятиям для того, чтобы развивался внутренний рынок ювелирных изделий, и вторая часть – это меры, которые бы содействовали экспорту ювелирных изделий.

Что изменилось в законодательно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота драгметаллов и драгкамней?

Это инициатива, с которой выступили государственные органы. То есть, стратегии регулирования – это то, что разработало бизнес-сообщество, а вот изменения – это то, что подготовило государство. Собственно говоря, сама стратегия регулирования, которую мы подготовили, является ответом на те меры, которые сейчас уже разработало государство. Ну, общий тренд из государственных мер идет на ужесточение контроля, на усиление проверок, на наведение порядка на рынке. Часть этих мер мы считаем абсолютно оправданными и вполне полезными, а некоторую часть - излишними и мешающими работе. Главное из нужного и полезного, что предлагает государство, – это введение маркировки ювелирных изделий и создание IT-контроля за оборотом продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, ну и ювелирных изделий, в том числе. Почему? Потому что на сегодняшний день никто точно не может измерить параметры рынка. Есть разные данные об объемах так называемой серой зоны - из-за чего госорганы начинают разрабатывать нормативно-правовые акты, существенно усложняющие работу субъект предпринимательской деятельности на нашем рынке. Мы хотели бы, чтобы все-таки этот рынок был измерен, - чтобы было понятно, что у нас, как говорил у Булгакова профессор Преображенский, «окончательная бумажка, фактическая, настоящая, броня!». Что наша продукция не является ни контрабандой, ни нелегально произведенной - она стоит в системе маркировки на учете. То есть, это бы облегчило жизнь законопослушным, добросовестным предпринимателям. А еще мы согласны с тем, что действительно в последнее время не было проверок на рынке со стороны пробирного надзора – этому препятствовал закон об ограничении числа проверок. Мы считаем, что в этом плане можно сделать поправки и сделать для пробирного надзора исключение, чтобы проверять в плановом порядке предприятия можно было чаще.

Ну, а основное, с чем мы не согласны – это с усилением административной ответственности без дифференциации по степени общественной опасности совершенных административных правонарушений. То есть увеличивается размер штрафа до 250 тыс. рублей, но получается, что в законопроекте предусмотрено увеличение за любое правонарушение в области оборота драгметаллов и драгкамней, а нам бы хотелось, чтобы это было дифференцировано. Есть несущие общественную опасность правонарушения, а есть правонарушения, которые не несут общественной опасности – соответственно, нужен разный размер наказания. Ну, если коротко.

Какие практические предложения были озвучены по проблемам отрасли? В частности, по вопросам, связанным с выполнением требований в сфере противодействия отмыванию незаконно полученных средств?

Что касается администрирования в части противодействия отмыванию незаконных средств, наша официальная позиция: на сегодняшний день эти требования носят излишний характер. Потому что есть международная организация FATF, у нее есть рекомендации, и национальные органы, конечно, имеют право расширительно толковать эти рекомендации, но мы считаем, что планка требований для отечественного предприятия, занятого в сфере оборота драгметаллов и драгкамней, установлена существенно выше, чем базовые требования, рекомендованные FATF. Мы считаем, что нет смысла вести контроль за оборотом ювелирных изделий, если расчеты по ним производятся в безналичном порядке. То есть, если одна фирма продает другой, все это отслеживается уже банками. Если физическое лицо оплачивает ювелирное изделие в магазине своей банковской картой – опять-таки это лицо уже идентифицировано. Мы считаем, что это дублирование идентификации нужно устранить как лишнюю нагрузку. Оставить лишь наличный оборот под контролем - если расчеты производятся за ювелирные изделия, покупаемые оптом или в розницу за наличные деньги. Что логично вполне.

Вопрос с аффинажем – не очень значимый, а по вопросу, связанному со взаимным признанием клейм, в чем там проблема?

Готовится подписание соглашения о порядке оборота драгметаллов в рамках ЕврАзЭС, и там предусмотрен пункт о взаимном признании пробирных клейм. Дело в том, что система пробирного надзора в России и эта же система в Казахстане, в Армении, Киргизии – они не равны. Есть существенные отличия в степени жесткости проверок, в степени жесткости контроля и нормативно-правового регулирования всей деятельности по проверкам. И мы считаем, что сегодня существует значительная угроза ввоза через эти страны продукции, произведенной не в странах ЕврАзЭС, а условно в странах Юго-Восточной Азии. А вот в этих странах будет происходить обеление этой продукции, поскольку такого контроля, каким он является в Белоруссии и в России, в этих странах нет. Поэтому мы выражаем свои опасения и считаем, что взаимное признание клейм возможно только после унификации системы пробирного надзора во всех странах ЕврАзЭС.

Еще вопрос по разнице с ввозными пошлинами на драгоценные камни. Как с этим?

Смотрите: если вы ввозите в страну, на территорию ЕврАзЭС, ювелирные изделия, то вы платите пошлину в размере 10%. А если вы ввозите камни для ювелирных изделий, а камни – это комплектующие для ювелирных изделий, - вы платите пошлину в размере 15%. То есть, российское таможенное законодательство в настоящее время стимулирует ввоз готовых ювелирных изделий, а не стимулирует их производство и, соответственно, экспорт. У нас в стране из ювелирных камней добываются алмазы, из которых делают бриллианты, янтарь, немного нефрита. Всех остальных камней в промышленных масштабах в стране нет - нет месторождений, нет добычи соответственно, нет огранки. А полный спектр этих камней – это 300 позиций, даже больше. Поэтому если мы хотим производить продукцию, которая была бы конкурентоспособна с продукцией, производимой за пределами стран ЕврАзЭС, мы должны иметь эту возможность и иметь равные с ними условия. Что получается: мы ввозим камни, платим 15-процентную пошлину, а наши основные конкуренты из Турции, из Таиланда, из Китая, из Бразилии эту пошлину не платят, потому что у них либо есть собственная добыча и производство камней, либо нет пошлины на ввоз этих камней. Соответственно, они в ценовом выигрыше находятся по отношению к российским производителям. Мы считаем, что это необходимо устранить. Ну и самое главная проблема в том, что кто-то пытается ввезти камни всерую, вчерную, как-то мимо таможни, не платя пошлину. А дальше, если вы хотите экспортировать эту продукцию – у вас нет нормальных легальных документов на ввезенные камни. Поэтому невозможно продукцию отправить на экспорт, и это тоже сдерживает российский экспорт.

По интернет-торговле ювелирными изделиями и их экспорту вопрос уже, кажется, решен?

Практически да, но, к сожалению, в правовом управлении администрации президента посчитали, что кроме ювелирных изделий необходимо расширить операционные права еще по ряду товарных групп и рекомендовали Министерству экономразвития и торговли доработать документ, включив туда помимо ювелирных изделий иные товарные группы. И вот сейчас все это находится в стадии доработки, переработки - ждем. К ювелирным изделиям вопросов у государства нет, везде на всех этапах этот вопрос согласован.

Какие изменения необходимы? И каких результатов вы ожидаете?

Во-первых, мы считаем, что нужно обязательно упростить процедуру оформления экспорта и процедуру оформления временного вывоза - это существенный момент. Для того, чтобы предприятиям малого, микробизнеса было небоязно приходить на таможню для оформления, следует упростить процедуру вывоза. И следующий пункт - немаловажный для развития экспорта – это изменение валютного законодательства с той целью, чтобы можно было продавать ювелирные изделия за наличный расчет розничным покупателям на зарубежных выставках. Без этого невозможно изучить ни спрос, ни рынок, ни ознакомить и приучить покупателей к ювелирным изделиям под маркой «сделано в России». То есть, если вы не имеете возможности продавать конечному потребителю, то вы, как слепой котенок, пытаетесь блуждать в этой темноте. Обязательно нужны какие-то индикаторы, нужно иметь возможность реализовать продукцию. Валютное законодательство этого не позволяет, потому что требуется заключение контракта, а физическое лицо не подписывает контракт.

То, что мы ожидаем, – бурного развития экспорта ювелирных изделий. На внутреннем рынке стало довольно тесно, спрос здесь низкий, поэтому предприятия заинтересованы в вывозе своей продукции на внешние рынки, а государство заинтересовано в экспорте несырьевой продукции – интересы совпадают: полезно и государству, и бизнесу. Второе – если удастся решить вопрос с облегчением процедуры ввоза… С удешевлением процедуры ввоза камней и с уменьшением затрат на требования Росфинмониторинга есть возможность снизить стоимость продукции и, конечно, повысить спрос на ювелирные изделия на внутреннем рынке.

Как восприняли члены Гильдии итоги собрания?

Было проведено голосование: документы «Стратегия регулирования ювелирной отрасли России» и «Хартия добросовестного налогоплательщика» были приняты участниками встречи единогласно. Во-первых, работа над ними началась довольно давно, и предварительно каждый пункт обсуждался в министерствах и ведомствах, чтобы заведомо непроходные положения были отметены.

Кроме того, были внесены некоторые изменения в Устав Ассоциации – главным образом, он коснулся введения института сопредседателей, что позволит коллегиально и эффективно реагировать на злободневные вопросы отрасли. Участники встречи проголосовали за то, чтобы дополнить Устав пунктом, позволяющим расширить руководящий состав организации. Среди других решений, принятых Общим собранием «Гильдии ювелиров России» можно отметить упрощение процедуры приёма в организацию, а также новый размер членских взносов, установленный для предприятий, относящихся к категории микробизнеса (он был уменьшен до 12 тысяч рублей).

Источник: Rough and Polished