«Реестр ломбардов» ограничивает, разоряет бизнес и пока отложен
09.07.2018
1381
В заключении об оценке сделан вывод о достаточном обосновании в проекте решения проблем, связанных с функционированием некредитных финансовых организаций, а также направленных на пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.
Вместе с тем, по мнению экспертов Минэкономразвития, в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Профессиональные ломбардные объединения, а также крупнейшие участники рынка ломбардов принимали непосредственное участие в работе по внесению корректировок в проект федерального закона. К сожалению, в итоговом заключении отмечена лишь малая часть их замечаний и предложений.
Если кратко, то, по мнению ломбардного сообщества, введение дополнительного избыточного регулирования в виде реестра ломбардов, запрета на одинаковые наименования среди ломбардов, введение коррупциогенного разрешительного порядка регистрации в реестре ломбардов вынудит значительную часть участников рынка переквалифицироваться в комиссионные магазины, скупки, которые фактически осуществляют ломбардную деятельность, но не поднадзорны Банку России.
Замена судебного порядка ликвидации ломбарда на внесудебный снизит уровень защищенности ломбардов и повысит зависимость ломбарда от решения чиновников Банка России. Кроме того, основания для исключения ломбарда из реестра ломбардов представляются размытыми и неконкретными, что несет в себе существенные риски для рынка: «В случае принятия проекта акта от 30 до 50 процентов ломбардов уйдут в «серую зону»», – прогнозируют эксперты.
Несмотря на развернутую и обоснованную критику профессиональным сообществом многих положений проекта, а также многочисленные предложения по увеличению эффективности работы и социальной полезности данного вида потребительского кредитования, Министерством предлагается доработать только 5 вопросов, а именно:
1. Установить ограничения права Банка России запрашивать и получать от ломбардов только те документы и информацию, которые необходимы ему для осуществления контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями и (или) сферы их деятельности в соответствии с федеральными законами. Т. к. Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлены определенные ограничения и требования по ее передаче (распространению).
2. Дополнить проект акта положением, исключающим возможность отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в связи с наличием замечаний со стороны Банка России к содержанию представленных Правил внутреннего контроля, которые могут быть устранены после внесения заявителя в реестр, т. к. общие требования дают возможность субъективной оценки содержания представляемых юридическими лицами документов и могут послужить причиной необоснованного отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов.
3. Возможность получения Банком России сведений о наличии (отсутствии) судимости у должностных лиц ломбардов непосредственно от органов внутренних дел в соответствии с организованной электронной системой межведомственного взаимодействия. Также уточнить используемое в проекте понятие «копия документа».
4. Доработать пункт об исключении ломбарда из реестра за нарушения – проработать значимость, степень общественной опасности нарушений, а также конкретизировать формулировку «в течение года». Данный пункт может привести к несоразмерному наказанию юридического лица в виде исключения из государственного реестра ломбардов.
5. Проработать пункт о порядке включения ломбардов в реестр с точки зрения увеличения сроков регистрации, облегчения процедуры и перечня предоставляемых документов, а также невозможности регистрации юридического лица с названием, совпадающим или сходным до степени смешения с уже включенным в реестр юридическим лицом.