Вступить в ассоциацию

Как проверяют золото в ломбарде?

16.10.2017
11840
Как проверяют золото в ломбарде?
Более 90% ломбардов России принимают в залог золотые ювелирные украшения. Обеспечением займа при этом является количество чистого драгоценного металла и качество вещи, ее ликвидность. Главное, что интересует ломбард, – выполнен ли залог из золотосодержащего сплава целиком. Граждане с фантазией и умелыми руками часто выдают за золото бижутерию из простых металлов, в лучшем случае лишь покрытых слоем позолоты. Эксперты-оценщики применяют множество приемов в этом неравном бою с мошенниками.

Как проверяют золото в ломбарде на подлинность:

МАРКИРОВКА (ОТТИСКИ ПРОБЫ И КЛЕЙМА)

Хотя все заводские украшения в РФ обязательно клеймятся, именник и пробу достаточно легко подделать. К тому же ломбарды принимают и украшения, сделанные на заказ частными ювелирами, без маркировки, а также иностранные «цацки» со всего мира. Поэтому наличие пробы необязательно. В арсенале товароведа много других, более достоверных приемов.

БРОСЬТЕ!

Экспресс-способ проверки «за даром» – «уронить» изделие на твердую поверхность: стол, плитку, ламинат. Золотые изделия издают характерный звонкий звук, украшения с сюрпризом – глухой. К тому же золотые вещи тяжелее. Способ не подходит для некоторых моделей и для экспертов с ушами, «потоптанными медведем».

МАГНЕТО

Золото, серебро и некоторые другие металлы относятся к диамагнетикам и не притягиваются магнитом. Если же в толстую цепь, браслет, подвес или печатку запаян дешевый магнитный материал – изделие притянется, и на этом все проверки можно заканчивать, т. к. подделка очевидная и очень грубая: сильный, неодимовый магнит выявит ее за секунды. Исключение составляют случаи притяжения пружинок замочков цепей, браслетов, брошей, механизмы корпусов часов – они изготовлены из простых металлов и эксперты это учитывают.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Метод гидростатического взвешивания, спасший еще Архимеда, ломбарды широко применяют до сих пор. Основан на разной плотности металлов, которую вода легко выдает при сравнении с сухим взвешиванием. Способ используют для крупных, монолитных изделий без пустот и крупных вставок, когда надпил производить слишком разрушительно для внешнего вида или если даже он не показывает подделку. Например, хирургическая сталь абсолютно равнодушна к химическим реактивам, но плотность ее меньше золота, что и выявляется погружным взвешиванием. Пугаться, когда эксперт-оценщик купает изделие, не надо – метод абсолютно безопасен для всего, кроме часов. В сети можно найти видео, как в ломбарде проверяют золото этим способом.

ПИЛИТЕ, ШУРА, ПИЛИТЕ

Пожалуй, наиболее распространенный высокоэффективный способ проверки золота в ломбарде – надпил с последующей проверкой реактивом. Надпил делают алмазным надфилем в незаметном месте и совсем крохотный, вроде царапины. Он обнажает глубокие слои сплава, после капается реактив, обычно кислотный – визуальные эффекты химической реакции сигнализируют о его составе. Каждый реактив – на определенную пробу. Обычно надпиливают крупные, увесистые изделия. При необходимости надпил легко отполирует ювелир.

ТРИ И ТРИ, И ТРИ

Щадящий способ проверки реактивом на пробирном камне. Его чаще используют для мелких и массовых изделий – смысл тот же, что и с надпилом, только о специальную поверхность стирается тонкий верхний слой, не оставляя заметного следа, как надпил. Реактив наносится не на изделие, а на камень с натертыми микрочастицами. Сравнивая его с эталоном по характеру реакции, эксперт делает вывод о пробе.

ДЕТЕКТОР

Дорогостоящий, технологичный, а поэтому часто дающий сбои способ. В детекторе также используется реактив, можно проводить с надпилом или без, по разнице потенциалов прибор сам определяет пробу и оглашает вердикт. Специальные приборы достаточно редко применяют в ломбарде, отдавая предпочтение универсальным дедовским способам. Более совершенные приборы, определяющие точный химический состав сплава без разрушающего воздействия, стоят небольшое состояние. Даже учитывая точность, окупиться на веку среднего ломбарда они вряд ли успеют, поэтому практически не встречаются.

ОТ СОДЕРЖИМОГО К ФОРМЕ

После проверки на пробу оценивается внешний вид изделия, наличие деформаций, загрязнений, неисправностей – все они снижают оценку залога, т.к. для последующей реализации понадобится ремонт. Например, кольца часто гнутся, теряя округлый контур. У подвесов и крестов при долгой носке в прямом смысле стираются дужки. На серьгах, цепочках и браслетах ломаются замочки. Конечно, такие признаки приближают изделие к золотому лому, съедая его рыночную стоимость. Зато наличие натуральных вставок, тем более бриллиантов, а также уникальность и высокая художественная ценность изделий обеспечивают владельцу большую сумму займа.

Источник: ZAIM.com