Вступить в ассоциацию

Что делать, если к вам пришла налоговая?

12.01.2018
1739
Что делать, если к вам пришла налоговая?

В отношении микрофинансовой организации, как и в отношении любой другой организации, являющейся налогоплательщиком, налоговыми органами может быть проведена проверка, целью которой является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида налоговых проверок – камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, уже имеющихся в распоряжении у налогового органа. При этом, такая проверка не требует специального разрешения руководителя налогового органа, не требуется также и уведомления налогоплательщика о проведении камеральной налоговой проверки. В связи с этим, зачастую организация может и не знать, что в отношении ее в настоящее время проводится камеральная налоговая проверка.

Предметом камеральной налоговой проверки является представленная налогоплательщиком отчетность, соответственно такая проверка охватывает соответствующий налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.

Отметим, что, несмотря на общий запрет истребования каких-либо документов у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки, в некоторых случаях налоговый орган все же наделен правом запроса у налогоплательщика дополнительных документов. Так, например, налоговый орган в силу п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ может запрашивать документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик должен был приложить к декларации (расчету), но не приложил.

Проверяемой организации важно помнить, что налогоплательщик в ходе камеральной проверки обязан представить по требованию налогового органа только те документы, которые непосредственно связаны с расчетом и уплатой суммы налога. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 №15333/07 указал, что налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Также, важно помнить, что налоговые органы обязаны соблюдать сроки, установленные Налоговым кодексом РФ для проведения камеральной налоговой проверки. В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации или расчета. При этом налоговое законодательство не предусматривает продление указанного трехмесячного срока камеральной проверки, из чего следует, что все действия налогового органа, связанные с проверкой, в том числе истребование пояснений и документов, должны совершаться только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности.

В случае, если налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки выявит нарушения налогоплательщиком действующего законодательства о налогах и сборах, он оформляет результаты такой проверки актом камеральной проверки. В дальнейшем данный акт вместе с материалами налоговой проверки будет рассмотрен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, который по результатам их рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Отметим, что налогоплательщик, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями налогового органа в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Данные возражения рекомендуется представлять во всех случаях, когда проверяемое лицо не согласно с актом, так как в дальнейшем это может облегчить последующее оспаривание данного акта в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.

Другой вид налоговой проверки – выездная налоговая проверка. Как видно из названия, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Предметом такой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, при этом налоговый орган в ходе такой проверки изучает имеющиеся у налогоплательщика документы, а также может проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

Выездная проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении. При этом Налоговый кодекс РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки (см. Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853). В связи с этим, при появлении в организации представителей налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, первым делом необходимо потребовать от них предъявления надлежащим образом оформленного решения о проведении проверки и служебных удостоверений. Только на основании этих документов в силу статьи 91 НК РФ представители налогового органа имеют право на доступ на территорию организации.

Микрофинансовым рганизациям, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка, важно помнить, что они обязаны выполнять законные требования налоговых органов при проведении выездной проверки. Также налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В частности, при поведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам. Однако, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ по общему правилу ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов при выездной проверке допускается только на территории налогоплательщика.

В ходе проведения выездной налоговой проверки представители налоговых органов могут проводить целый ряд мероприятий налогового контроля, в том числе истребовать документы у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, назначать экспертизы; производить осмотр и выемку документов и предметов и т.д.

Проверяемой организации важно помнить, что налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок.

Во-первых, ограничена глубина выездной налоговой проверки. Так, по общему правилу в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

И, во-вторых, установлено ограничение на количество выездных налоговых проверок. По общему правилу налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (пп. 5, 7 ст. 89 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). При этом конкретного списка документов, которые налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика, законодательство не устанавливает. Фактически, налоговый орган вправе запросить любые документы, если они касаются предмета налоговой проверки. Однако, в данном случае также действует

Выездная налоговая проверка оканчивается составлением справки о выездной налоговой проверке. После составления такой справки сотрудники налогового органа не имеют право находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (см. Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1 ст. 100 НК РФ). Данный акт составляется даже в том случае, если нарушений не обнаружено (Письмо ФНС РФ от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@).

Проверяемым организациям следует учитывать, что если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, которые содержатся в акте выездной проверки, он может представить в налоговый орган свои письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Обобщая все вышеизложенное отметим, что налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ). При этом большинство актов налоговых органов ненормативного характера и действия их должностных лиц обжалуются сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ). В связи с этим проверяемым микрофинансовым организациям при проведении камеральных и выездных налоговых проверок необходимо четко знать свои права и обязанности, и, в случае нарушения прав налогоплательщика налоговыми органами, отстаивать их в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде.

Источник: LEGAL STUDIO