Вступить в ассоциацию

Через полвека будет другая система оценки ценностей

02.10.2018
1334
Через полвека будет другая система оценки ценностей

В рамках Года культуры Катара в России 2018 в Государственном историческом музее в Москве 11 июля открылась выставка Музеев Катара «Жемчуг: Сокровища морей и рек», организованная Всемирным Алмазным Музеем. В своем интервью информационному агентству Rough&Polished Алекс Попов, основатель и руководитель Всемирного Алмазного Музея, рассказывает об этом событии.

В начале прошлого века с появлением культивированного жемчуга природный с рынка был практически вытеснен. Культивированный жемчуг делится на две большие категории - морской и речной. Какая между ними разница - между природным, культивированным морским и культивированным речным, - включая цены?

Картина не такая простая, как может показаться. В наши дни природный жемчуг - редкость на рынке. Это произошло прежде всего из-за его чрезмерной добычи. В результате, в районах, где естественные жемчужины собирались на протяжении веков, произошло резкое падение запасов, которые обычно обеспечивало море. Это чаще всего является результатом безрассудной эксплуатации морей и последующего резкого падения численности моллюсков, которые производят этот природный жемчуг. Редкость всегда поднимает цены, но даже моллюски, которые все еще производят натуральный жемчуг, не дают больше жемчужин того качества, что было раньше.

С другой стороны, следует отметить, что, учитывая широкое распространение производства культивированного жемчуга по всему миру, его стоимость не такая уж низкая. Сегодня, если вы захотите купить хорошую нитку культивированного жемчуга, ее цена может выразиться шестизначной цифрой. На другом конце шкалы находится мелкий низкокачественный китайский пресноводный жемчуг, продающийся по цене в несколько долларов за нитку, поскольку он производится тоннами.

Первый технологический прорыв в производстве культивированного жемчуга был совершен в Японии предпринимателем Кокити Микимото (Kōkichi Mikimoto), который образовал первые жемчужные фермы в прибрежных водах Японии. Несколько десятков лет назад наступил второй технологический прорыв - с речным жемчугом, который намного легче выращивать и который поэтому значительно дешевле морского, поскольку, как было сказано раньше, производится тоннами.

В то же время природные или дикие жемчужины, с точки зрения цены, теперь почти всегда являются предметом аукциона. Спрашивать об их цене - это все равно что спрашивать о нынешних ценах на картины Рембрандта - эта цена может быть определена только на аукционе.  

excl_23072018_1.jpg 
Тиара эрцгерцогини Марии Валерии. Изготовлена из крупного жемчуга тихоокеанских устриц-жемчужниц для эрцгерцогини Марии Валерии (1868 -1924), дочери Императрицы Елизаветы Австрийской, известной в домашнем кругу как Сиси, которая была супругой Франца Иосифа I, императора Австрии. Вена, Австрия, 1913 г. Золото, серебро, бриллианты и жемчуг. Фото: Музеи Катара.    

Не будет ли хорошим бизнесом возродить добычу дикого природного жемчуга, учитывая такие высокие на него цены?

Я не слышал о попытках возродить такую добычу, но слышал о попытках начать культивирование жемчуга в Персидском заливе по японской технологии. Хотя мне кажется, что есть люди, которые думают об этом. И именно в Катаре.

Давайте в этой связи поговорим о бриллиантах. Сейчас искусственные бриллианты получают конкурентное преимущество перед природными и требуют для себя все большую часть рынка. Как в последнее время развиваются события и как они повлияют на алмазную промышленность и торговлю в целом?

Когда компания De Beers вышла со своей инициативой Lightbox, то я в этом увидел две вещи. Во-первых, я увидел то, что они думают о судьбе компании через двадцать лет. Во-вторых, я увидел, что в рамках своего пятилетнего плана они стремятся консолидировать свои активы, дабы сохранить свое глобальное господство.

Поясню, что за этим стоит. Не секрет, что 60% продукции АЛРОСА - это так называемый «индийский товар», то есть это мелкие камни, которые до середины прошлого столетия вообще не считались пригодными для огранки и производства бриллиантов и их относили к категории технических алмазов. Но с подъемом производства бриллиантов в Индии эти алмазы там начали гранить и зарабатывать на этом деньги. Однако бриллианты, которые из них получаются - это в основном камни непонятного цвета, с различными включениями, которые стоят на рынке по сто долларов за карат.

На американском рынке, важнейшем для алмазной промышленности, сейчас происходят изменения. И эти мелкие природные камни низких цветовых характеристик с включениями заменяются искусственными бриллиантами хорошего качества тоже по сто долларов за карат. Зачем покупать невзрачные природные камни такой ценовой категории, когда за те же деньги можно купить искусственные с более высокими характеристиками?

Поставьте себя на место скромно живущей домохозяйки, которая хочет купить кольцо, и у нее нет больше денег, у нее только тысяча долларов. Если искусственные бриллианты заменят на рынке природные камни этой категории, эксплуатация многих месторождений алмазов - которые в основном выдают такого рода товар - станет убыточной. А индийцам все равно что гранить - они перейдут на огранку синтетических алмазов. 

excl_23072018_2.jpg
Ожерелье из семи нитей жемчуга из Персидского залива, созданное королем жемчуга - Хусейном Альфарданом. Ожерелье выполнено из идеально подобранных жемчужин. На подбор жемчуга и создание такого творения могут уходить годы. Частная коллекция. Фото: Музеи Катара.   

При этом еще следует сказать, что себестоимость выращивания полукаратного алмаза составляет сегодня примерно сто долларов. То есть, продав его за пятьсот, вы получите очень высокую прибыль. Это очень хорошая, это прекрасная модель бизнеса! Люди мечтают о такой модели. И даже если прибыль упадет на 50%, это все равно хорошая прибыль, потому что затраты на производство окупаются за полтора-два года при нужных количествах. То есть De Beers сейчас вложит 90 млн долларов в фабрику в Орегоне, и это будет работать. Иными словами, установленные там машины им достанутся бесплатно через два года. Они свое отобьют. Ну, через три года максимум. Они сразу стали монополистами, потому что ни у кого нет таких денег, чтобы их вложить в такое количество машин. Другими словами, игроки на этом рынке, у которых от двух до десяти машин, в принципе обречены. Они никогда не смогут конкурировать по цене. В De Beers просто взяли и убрали всех с рынка. После июньской выставки в Лас-Вегасе цена на лабораторные бриллианты уже упала где-то на 20% - на мелочь. На большие камни еще нет, а на мелочь уже упала.

Хорошо, допустим, что De Beers удастся разделить алмазный рынок на синтетический и природный. Но, если новых крупных месторождений алмазов открыто не будет, что произойдет через 50 лет?

Тогда для обладателей крупных природных бриллиантов наступит рай - их камни подорожают, может быть, в три раза.

Этим шагом De Beers убивает сразу трех зайцев. Во-первых, компания зарабатывает колоссальные деньги для своих акционеров. Во-вторых, она устраняет всю конкуренцию на рынке синтетики, становясь монополистом в этой сфере. И, в-третьих, она наносит урон всем тем, кто добывает мелкие камни, включая АЛРОСА. Следует отметить, что у Намибии, Ботсваны и Анголы выход крупных камней без включений выше, так что первой жертвой здесь станет АЛРОСА. А что если в результате всех этих перемен на рынке клиенты АЛРОСА откажутся от мелочи и захотят покупать лишь камни по полкарата и выше? Компания тогда поднимет цены. De Beers тут же последует примеру. 

excl_23072018_3.jpg
Старые лодки ловцов жемчуга на фоне Музея Исламского искусства в Дохе. Лодки использовались для ныряния за жемчугом. Последний раз за жемчугом ныряли в 1970-х годах. Фото: Музеи Катара.     

Давайте теперь вернемся к этой замечательной выставке жемчуга, организованной Всемирным Алмазным Музеем. На какие ее экспонаты, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание посетителям?

Прежде всего хотелось бы, чтобы посетители этой выставки поняли самое главное, что скрывает в себе природный жемчуг, прекрасные и известнейшие образцы которого на ней представлены, включая ожерелье из частной коллекции Хуссейна Альфардана (Hussain Alfardan), крупнейшего жемчужного торговца Катара; ювелирные изделия дома Cartier, жемчужные серьги Элизабет Тейлор от Bulgari; брошь по эскизу Сальвадора Дали и старинные драгоценности монарших домов Европы, в том числе великолепную тиару эрцгерцогини Марии Валерии Австрийской. Это главное состоит в трудоемкости его добычи. Вы только представьте, сколько ныряльщиков должно быть и сколько раз они должны погрузиться в воду, сколько раковин они должны поднять на поверхность и вскрыть, чтобы появилась возможность собрать представленное на выставке жемчужное ожерелье из семи ниток из коллекции Хуссейна Альфардана. На это уходят годы и труд сотен ныряльщиков, рисковавших жизнью. Это неслыханный труд.

Я знаю людей, которые, выставив доставшиеся в наследство жемчужные украшения на аукцион, получают за них большие деньги, и для них это становится приятной неожиданностью. Такова природа жемчуга. Я думаю, что через полвека будет другая система оценки ценностей, и мне кажется, что все природное – в том числе и бриллианты - резко пойдет вверх в цене. Это то же самое, что происходит с живописью, которая тоже сильно подорожала. Никто не ожидал, что картины каждый год будут устанавливать на аукционах ценовые рекорды. 

excl_23072018_4.jpg
Жемчужины из мидии, выловленной в реке Миссиссиппи в Северной Америке. Колекция Музеев Катара. Фото: Музеи Катара.    

Расскажите вкратце, какую роль сыграл Всемирный Алмазный Музей в организации этой выставки, и является ли это шагом к претворению в жизнь объявленной Вами программы выставок в разных странах?

Всемирный Алмазный Музей договорился еще в 2017 году, что привезет в ГИМ ювелирно-алмазную выставку. С объявлением перекрестного года культуры Катар-Россия, представилась возможность показать российскому зрителю великолепную коллекцию Музеев Катара, что мы и сделали. Эта выставка является первым значительным проектом нашего музея.

Одновременно с этим мы работаем над интернет- и мультимедийным проектом, который будет показан и начнет путешествовать по миру во второй половине 2019 года. Наши фотографы, дизайнеры и редакторы работают над красочным альбомом «Diamonds - Facets of Mankind», в котором связь человечества с алмазами будет рассказана и показана в совершенно новом свете. Книга выходит в свет в начале 2019 года. Редактор этого престижного издания - д-р Уша Балакришнан (Usha Balakrishnan), которая руководит коллективом авторов и исследователей из разных стран.

Источник: Rough and Polished